На главную  |  Карта сайта  |  Каталог ссылок  Контакты   
   

Главная страница  
О Земельном Союзе  
Юридическая поддержка  
Новости и события  
Законы и аналитика  
Отзывы  
Контакты  
 
В ходе совещания с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым заместитель председателя РЗС Антон Беляков вынес на обсуждение проблему рейдерских захватов земли в Московской области. Предложенные им меры по противодействию коррупции в земельной сфере основаны на многолетнем опыте по борьбе с рейдерскими захватами промышленных предприятий, земельных угодий и иной собственности, которая незаконным путем изымается у владельцев с помощью коррупционных схем. А.Беляков также обратился к Сергею Миронову с просьбой поднять вопрос земельного рейдерства перед Президентом и Председателем Правительства РФ на заседании Совета безопасности.
 
 
 Отзывы о работе РЗС

Письмо от жительницы с. Дедово Истринского района

Благодарность за помощь в пресечении незаконной деятельности строительной фирмы.

подробно >>

Отзыв от жителей пос. Токсово Ленинградской обл.

Благодарим за помощь по возвращению земельного участка

подробно >>
Все отзывы >>
 
 
 

Находясь на острие актуальных проблем, Российский Земельный Союз отстаивает законные права субъектов земельных отношений, всемерно способствует совершенствованию земельного законодательства России и его практическому применению в повседневной жизни граждан, предприятий и органов государственной власти.

 
 

Главная

Анализ проекта ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд».

Одним из основных положений проекта ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд» является предоставление органам исполнительной власти всех уровней (федерального, субъектов федерации, муниципального) права резервировать земельные участки для, соответственно, государственных нужд, нужд субъекта федерации и нужд муниципалитета, в том числе путем выкупа

1) Одним из основных положений проекта ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд» является предоставление органам исполнительной власти всех уровней (федерального, субъектов федерации, муниципального) права резервировать земельные участки для, соответственно, государственных нужд, нужд субъекта федерации и нужд муниципалитета, в том числе путем выкупа (Проект, Ст. 1, пункт 1, 2, 3).

Несмотря на предусмотренную «иерархию» при резервировании участка, когда участок, зарезервированный для государственных нужд, не может резервироваться исполнительными органами субъектов федерации и муниципалитеты не могут претендовать на резервирование участков, уже зарезервированных для нужд субъектов федерации, в рамках предложенного проекта исполнительные органы на всех уровнях обладают равными правами в резервировании. Порядок и сроки резервирования участков также полностью определяются Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ либо органами местного самоуправления в зависимости от целей резервирования.

В случае принятия данных поправок сразу возникает проблема регулирования подобного автономного резервирования земельных участков во всех регионах страны, особенно в условиях необходимости реализации нацпроектов. Безопасное осуществление фактически равного права органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и муниципалитетов резервировать земли для своих нужд возможно лишь при жестком контроле этого процесса на федеральном уровне. При этом необходим специально созданный для этого контролирующий орган, так как даже при выделении функций контроля резервирования в рамках уже имеющихся структур слишком велика вероятность затягивания всего процесса из-за слишком большого объема задач. В противном случае велика вероятность повторения ситуации, имевшей место во многих регионах, когда участки, предназначенные для строительства в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам РФ», во многом благодаря попустительству или коррумпированности местных властей, использовались в спекулятивных целях.

Тем не менее, при анализе поправок, разработанных минэкономразвития, становится совершенно очевидно, что такой контроль не только не предусматривается, но, напротив, всячески размывается под предлогом исключения избыточных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, связанных с проведением землеустройства. Так, в соответствии с внесенными поправками право проведения экспертизы землеустроительной документации и ее утверждения передается на региональный и муниципальный уровни в случае, если цели проведения этой экспертизы относятся к сфере интересов регионов или муниципалитетов. РФ также утрачивает функции осуществления контроля проведения землеустройства. За федеральными органами власти остается лишь право разрабатывать общие нормы и параметры этого контроля.

2) Ряд вопросов вызывает и перечень оснований резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. В рамках законопроекта резервирование земельных участков допускается «с целью создания необходимых условий реализации документов территориального планирования, в частности для развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и создания особо охраняемых природных территорий» (Статья 431, пункт 1).

Подобный перечень возможных оснований резервирования земель, очевидно, слишком абстрактен и предполагает широкую трактовку. В частности, из предложенной формулировки совершенно не ясно, можно ли рассматривать строительство жилья в рамках нацпроета «Доступное и комфортное жилье - гражданам РФ» в качестве неотъемлемой части развития социальной инфраструктуры. При этом 49 статья Земельного Кодекса РФ, ставшая одним из камней преткновения «Бутовского конфликта» так и осталась без каких-либо дополнений.

3) Существенным нововведением рассматриваемого законопроекта является право органов исполнительной власти резервировать земли независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности. Таким образом, даже земли, находящиеся в частном владении, могут быть беспрепятственно отчуждены для резервирования с той лишь оговоркой, что владельцы участков получат выкуп за свои участки. Исключение делается лишь для земель, занятых особо охраняемыми природным территориями и объектами культурного наследия народов РФ, а также земель, изъятых из оборота.                                                                                            

Данная мера, по сути, существенно ущемляет права граждан, владеющих земельными участками. Несмотря на достаточно подробно прописанный порядок выкупа земель у частных лиц в случае резервирования, основания этого резервирования в законопроекте обозначены весьма расплывчато.   В сочетании с практически полным отстранением федеральных властей как от контроля выбора участков для резервирования, так и от проведения последующей оценки этих участков (в случае, если резервирование осуществляется региональными или местными органами исполнительной власти) это приводит к ущемлению интересов всех землевладельцев, обладающих потенциально привлекательными участками.



<< Вернуться в "Аналитика и комментарии"

 
 
Приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина, 2006 г.

Уважаемые делегаты и гости Учредительного съезда Российского земельного союза! Представляя разные регионы и разные области деятельности, вы собрались, чтобы объединить свои усилия для сохранения одного из главных богатств нашего Отечества - земли, для защиты интересов тех, кто на земле трудится, для поддержания порядка в земельных отношениях.

В. Путин 
22 апреля 2006 г. 


 
 Инициативы РЗС по борьбе с земельным рейдерством получили высокую оценку заместителя генерального прокурора
Заместитель председателя Российского земельного союза Антон Беляков встретился с первым заместителем генерального прокурора А.Э.Буксманом в ходе I Конгресса "Земельно-имущественные отношения в России".
 
 
 
 Вопросы-ответы

Вопрос: Участок с домом принадлежит на праве собственности (имеются документы). Пожизненно наследуемое владение переоформлено в частную собственность. 3 года назад дом, принадлежавший в прошлом трем гражданам (два гражданина отделились), разрушен.

подробно >>

Вопрос: я проживаю в доме, полученным мною по наследству. Дом, построенный моим дедом в 1930г. на основании договора застройки на 25 лет, расположен на земельном участке площадью 1805 кв.м. На каких основаниях я могу бесплатно приватизировать дом и земель

подробно >>
Все статьи >>
 
Rambler's Top100
© 2006-2010 Российский Земельный Союз